Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.

Михаил Васильевич Ломоносов

пятница, 24 августа 2012 г.

Развитие речи: профессии, инструменты, зоопарк, рыбы, цветы, лето

Развитие речи: профессии, инструменты, зоопарк, рыбы, цветы, лето



Именно по этим темам мы сегодня с Томасом немного позанимались.
Я выписала из России серию книг для логопедических занятий, но они поздновато пришли и мы не успели позаниматься по ним. Жалко мне стало, что не освоили, не использовали такие великолепные книги. Решила, что позанимаемся по ним в режиме "лайт", то есть без времяёмкого раскрашивания, обводок и т.д, будем только говорить, рассказывать, составлять устно рассказы, изложения и словоформы.

В письменном плане далее наши занятия выглядят очень времяёмкими, но на самом деле, эту книжку мы "проговорили" за два коротких занятия утром и вечером.

А теперь немного подробнее о каждой теме:





Тема: Профессии

Томасу нужно было:
- отгадать загадки о профессиях
- рассказать люди каких профессий работают в школе и детском саду
- подобрать как можно больше слов-действий к предметам (рабочим инструментам)
- назвать профессию по рабочим инструментам, например, кто работает кистью
- назвать лишнее слово из четырёх, например, шофёр, машина, пожарный, полицейский или подметает, расчищает, варит, убирает и т.д.
- исправить ошибки в предложениях-нелепицах, например, садовник выращивает цыплят или учитель лечит больного
- прослушать рассказ о профессиях и закончить предложения, например, врач, самая главная профессия, потому что...(он лечит людей) или все профессии важны, потому что...(приносят пользу людям)

Тема: Инструменты

Задания:
- рассказать какие бывают инструменты, например, музыкальные, сельскохозяйственные, плотницкие и т.д
- подобрать к словам-предметам слова-признаки, например, новая балалайка
- подобрать к существительным ласкательные формы, например, грабли-грабельки или дудка-дудочка
- подобрать слова действия к инструментам, например, пилой что делают ( пилят, отпиливают, распиливают) или молотком что делают (забивают, прибивают, стучат, постукивают, колотят, расплющивают)
- назвать музыканта по инструменту, например, лиса играет на балалайке, она балалаечница, лягушонок играет на гитаре, он гитарист и т.д.
- составить словосочетания с предлогами на - с, со, под - из-под, за - из-за, например, молоток лежит на столе - взять молоток со стола
- составить рассказ по 4 последовательным картинкам, например, как мальчик строил будку для щенка

Тема: Зоопарк

Задания:
- назвать животных по картинкам, назвать животных жарких стран, назвать животных севера
- показать и назвать части тела животных, например, грива, бивни, ласты, хобот и т.д.
- объяснить кто такие хищные животные и кто такие травоядные
- назвать маму, папу, детёныша и детёнышей, например, слон-слониха-слонёнок-слонята
- подобрать к животному как можно больше слов-признаков и слов-действий, например, обезьяна какая - маленькая, мохнатая, озорная, забавная и т.д., обезьяна что делает - играет, купается, бегает, висит, прыгает и т.д.
- изменить слова по образцу, хвост-хвостище, лапа-лапища и т.д.
- назвать животных с числительными, например, три обезьяны-пять обезьян, два слона-семь слонов и т.д.
- заменить словосочетание одним словом, например, у слона толстые ноги, он... (толстоногий), у жирафа короткая шерсть, он ...(короткошёрстный) и т.д.
- заменить слово-предмет на слово-признак, например, лапа медведя - медвежья лапа или хвост тигра - тигриный хвост и т.д.
- исправить предложения-нелепицы, например, лев охотится за тюленями или тюлени питаются бананами и т.д.
- назвать лишнее слово из четырёх и объяснить свой выбор, например, зебра, лев, жираф, слон

Тема: Рыбы

- назвать рыб по картинкам
- показать части тела рыб
- рассказать кто такие хищные рыбы и мирные рыбы и чем они питаются
- назвать ласково, например, окунь - окунёк,  ёрш - ёршик и т.д.
- преобразовать существительное в прилагательное, например, хвост щуки - щучий хвост, хвост акулы - акулий хвост и т.д.
- составить рассказ по четырём последовательным картинкам, например, о мальчике, рыбалке и хитром коте

Тема: Цветы

Задания:
- назвать цветы по картинке
- назвать части цветка, например, стебель, листья, лепестки
- назвать 5 садовых цветов и 5 полевых (луговых) цветов
- послушать рассказ о том, что не все цветы (например, подснежники и ландыши) можно рвать, о Красной Книге
- назвать цветы ласково, например, тюльпан-тюльпанчик, подснежник-подснежничек и т.д.
- подобрать как можно больше слов-действий к словам-предметам, например, цветы что делают - растут, цветут, вянут и т.д.

Тема: Лето

Задания:
- назвать времена года в различном порядке, назвать какое время года сейчас и какое будет за ним и было до него, какое самое холодное время года, самое тёплое время года, когда улетают птицы на юг и т.д.
- назвать летние месяцы в разных порядках, как и времена года
- рассмотреть картинки, на которых изображены лето и зима, назвать приметы этих времён года, составить по картинкам сравнительный рассказ, назвать летние и зимние игры детей
- отгадать загадки о лете
- закончить предложения по образцу: летом в лесу много деревьев: ...(елей, сосен, дубов, берёз, рябин), летом в лесу много животных: ....(зайцев, лис, ежей, белок, мышей)
- составить рассказ по картинке, придумать название, перед составлением рассказа ответить на вопросы: какое время года изображено на картинке и т.д

Тема: Насекомые

Задания:
- назвать по картинке насекомых
- назвать и показать части тела насекомых, например, голова, усики, хоботок, жало, крылышки, глаза, брюшко, лапки
- послушать рассказ о хищных насекомых, затем назвать их и рассказать чем они питаются, а чем питаются пчёлы и бабочки.
- послушать рассказ о том, какую пользу или вред приносят насекомые
- назвать ласково, например, комар-комарик, жук-жучок и т.д.
- составить словосочетания по образцу: у комара - комариные лапки,комариная голова и т.д., у пчелы - пчелиные лапки, пчелиное брюшко и т.д.
- сосчитать насекомых на картинке и назвать их количество, например, один комар - два комара, одна пчела - пять пчёл и т.д.
- исправить предложения-нелепицы, например, муравей живёт в улье или бабочка стрекочет
- рассмотреть картинку (по сказке Муха-цокотуха), назвать всех насекомых, вспомнить название сказки, пересказать сказку по памяти

Тема: Школьные принадлежности

Задания:
- назвать все предметы по картинке
- объяснить разницу между ручкой и карандашом, тетрадью и альбомом и т.д.
- назвать предметы, которые школьники кладут в пенал, назвать предметы, которые школьники кладут в ранец
- назвать ласково, например, пенал-пенальчик
- подобрать слова-действия и закончить предложения, например, тетрадь нужна для того, чтобы...(писать, записывать слова, рисовать таблицы и т.д.)
- заменить существительное прилагательным, например, карандаш из дерева - деревянный карандаш и т.д.
- подобрать антонимы, например, этот карандаш острый, а этот...(тупой) и т.д.
- сказать наоборот, например, Таня положила тетрадь на стол - Таня взяла тетрадь со стола и т.д.
- исправить предложения-нелепицы, например, кисточка нарисовала Лену и т.д.
- назови лишнее слово из четырёх, например, ученик, ученица, учитель, воспитатель и т.д.
- составь рассказ по четырём последовательным картинкам, придумай название, объясни, почему учительница ругает мальчика (за опоздание), расскажи какие выводы ты сделал (надо вовремя ложиться спать, соблюдать режим, собирать портфель заранее, готовить школьную одежду заранее, приходить на урок вовремя)





Комментариев нет:

Отправить комментарий